Инновационные подходы в учебном процессе
В настоящее время тенденция развития науки таково, что необходимо решать сверхсложные задачи, решение которых возможно за счет трансдисциплинарных подходов в преподавательской деятельности. Классические подходы, которые существовали раньше, не могут позволить получить новые прорывные результаты. Переход на трансдисциплинарные исследования в науке должен сопровождаться разработкой новой парадигмы образовательной деятельности. Сегодня подобные подходы связаны с внедрением новых технологий в обучении, повышающих мобильность студентов, таких как использование лабораторий удаленного доступа, проведение вебинаров и других информационных технологий.
Представляется, что студенты в недалеком будущем, будут выбирать образовательные программы, дисциплины не в рамках одного университета, и даже страны, а в рамках всего мира. Предпочтение будут иметь трансдисциплинарные комплексы, которые будут читать ведущие ученые всего мира. Выполнение дипломных работ будет осуществляться на базе ведущих научных школ, которые занимаются трансдисциплинарными исследованиями.
Подобный алгоритм частично апробирован в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова, который является одним из ведущих технических вузов Российской Федерации. Кафедра строительного материаловедения, изделий и конструкций этого университета является лидером среди кафедр аналогичного профиля в РФ. Реализация идей трансдисциплинарных подходов в учебном процессе позволила нам добиться значительных успехов. Выпускники кафедры занимают первые места на конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.д.
Коллектив кафедры делает все необходимое, чтобы подготовить современных технически грамотных специалистов, имеющих фундаментальные знания в области технологии строительного производства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, экономики, менеджмента, инновационной деятельности, компьютерных технологий, нанотехнологий в строительном материаловедении. Для повышения качества практической и инженерной подготовки разработан междисциплинарный и трансдисциплинарный учебный комплекс, предусматривающий изучение всех дисциплин в их тесной взаимосвязи.
О высоком уровне подготовки свидетельствует тот факт, что ежегодно, начиная с 1992 года, студенты кафедры занимают первые и призовые места на региональных и всероссийских конкурсах, олимпиадах, региональных и Всероссийских конкурсах на лучшую выпускную квалификационную и научную работу. А это результат индивидуального подхода к каждому студенту, привлечение его к научной работе. Более 70 % выпускных квалификационных работ содержат научно-исследовательские разработки.
Очень важно, чтобы студенты, магистранты, кандидаты и доктора наук находились «в едином сообществе»: студент – магистрант- аспирант – кандитдат наук – доктор наук. По структуре подготовки специалистов соотношению между бакалаврами – с одной стороны и магистрантами, аспирантами и докторантами, мы приближаемся к показателям лучших университетов мира.
Кафедра Строительного материаловедения, изделий и конструкций ведет и активную международную деятельность и имеет широкую географию сотрудничества с университетами разных стран. Заведующий кафедрой профессор Лесовик Валерий Станиславович уделяет особое внимание студентам кафедры занимающихся изучением иностранных языком и имеющих активную жизненную позицию.
Подобный фундаментальных подход к учебному процессу, внедрение инновационных достижений повзолило кафедре строительного материаловедения, изделий и конструкций этого университета стать лидером среди кафедр аналогичного профиля в РФ. Реализация идей трансдисциплинарных подходов в учебном процессе позволила добиться значительных успехов. Ученики кафедры постоянно знакомятся с новыми достижениями не только в науки, по своему профилю, но и научными достижениями из области педагогики. Внедрение трансдисцилпинарных подходов при подготовке инженеров-технологов повысило уровень подготовки кадров. Студенты постоянно занимаются научно-исследовательской работой, делают доклады на международных форумах, учувствуют в работе конкурсов на лучшую выпускную квалификационную работу (диплом). Выпускники, обучающиеся в рамках новой парадигмы, как правило, поступают в магистратуру, аспирантуру и докторантуру.